Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района"

+7(83336)
5-15-31
5-15-41

Доступная среда

ПРОЕКТ

«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

2016-2020 годы

  1. Актуальность проекта

В настоящее в школе-интернате обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с умственной отсталостью. Среди них есть дети, имеющие различные особенности развития, бесстатусные и статусные дети-инвалиды (35 %). Из них: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (синдром гиперактивности и нарушения внимания, ряд других особенностей), дети с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями зрения.

Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться ею наравне со всеми. Изменить среду, сделать ее более комфортной и доступной вполне в наших силах. Именно эту цель и преследует проект «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК». Получая образование вместе со всеми, ребенок-инвалид интегрируется в общество.

Проект «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» призван обеспечить:

- создание в учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов;
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.

2. Цель и задачи проекта. Ожидаемый результат.

Цель проекта «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»

Создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, возможность ранней социальной адаптации детей с ОВЗ.

Приоритетным направлением проекта становится формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.

Задачи проекта «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»:

- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);

- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;

- вовлечение детей с ОВЗ в воспитательную работу школы, включение в программы дополнительного образования;

- оказание информационной, консультативной, методической помощи педагогическим работникам;

- создание условий для повышения квалификации работников школы в области инклюзивного образования;

- разработка и проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности каждого ребенка.


Ожидаемые результаты

Создание комфортной доступной среды для детей-инвалидов:
- учитывающей специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- способствующей достижению целей образования, обеспечивающей, его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- способствующей достижению результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.


3. Этапы реализации проекта

Подготовительный – январь 2016 года – август 2016 года.

- Обсуждение основных идей проекта.

- Налаживание связей с другими учреждениями-участниками реализации проекта.

- Изучение целей и задач проекта, определение участников.

- Создание рабочей группы по решению вопросов формирования доступной среды в учреждении;

- Разработка паспорта доступной среды учреждения;

- Освещение на сайте школы вопросов по созданию доступной среды для детей-инвалидов;

- Проведение диагностики и анализа потребностей региона к переходу на инклюзивное образование;

- Создание базы по выявление детей – инвалидов, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;

- Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;

- Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- Системный контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ и др.).

- Разработка нормативно-правовой базы по созданию доступной среды ОО.

Основной – август 2016 года – январь 2019 года.

- Формирование материально-технической базы для реализации задач проекта

- Создание доступной среды для обучения детей с ОВЗ.

- Повышение профессиональной подготовки учителей работающих с детьми, обучающимися индивидуально

- Вовлечение детей, обучающихся и в воспитательную работу школы, включение в программы дополнительного образования.

- Организация работы по укреплению здоровья.

- Создание методической базы для обеспечения образовательного процесса.

- Создание целостной образовательной системы с целью оптимизации образовательной среды вокруг каждого ребенка.

Заключительный – 2020 год.

- Создание информационно-методического банка материалов по проблеме.

- Формирование единого банка диагностических методик для отслеживания личностного развития ребенка.

  • Анализ и оценка результативности проекта.

Проект "Особый ребенок"

Специальные условия охраны здоровьяобучающихся (ссылка - http://www.ver-internat.ru/o-shkole/svedeniya-ob-obrazovatelnoj-organizatsii/materialno-tehnicheskoe-obespechenie/)

Медицинское сопровождение осуществляет 1 фельдшер, 4 медицинские сестры, младшая медицинская сестра.

Специально оборудованные учебные кабинеты

Учебные классы Доступность для инвалидов
на креслах-колясках с НОДА нарушение зрения нарушение слуха умственная отсталость
1, 2 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
3,4 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
5 класс частично доступен частично доступен недоступен неноступен полностью доступен
6 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
8 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
9 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
10 класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
11класс частично доступен частично доступен недоступен недоступен полностью доступен
кабинет психолога доступен частично частично доступен недоступен недоступен доступен полностью
кабинет логопеда частично доступен частично доступен недоступен недоступен доступен полностью

Объекты для проведения практических занятий

Учебные классы Доступность для инвалидов
на креслах-колясках с НОДА нарушением зрения нарушение слуха умственная отсталость
Столярная мастерская частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Швейная мастерская частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Гончарная мастерская частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
ИЗО-студия частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Спортивный зал частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Кабинет СБО частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Библиотека частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью
Сенсорная комната частично доступно частично доступно недоступно недоступно доступно полностью

Специальные технические средства обучения - не предусмотрены.

Кадровое обеспечение образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов.

Прошли курсы повышения квалификации для работы с обучающимися с ОВЗ 100% педагогов и воспитателей.

Переподготовку по специальности "дефектолог" прошли 57% педагогов.

Имеется педагог-психолог, социальный педагог, педагог-дефектолог, логопед, социальный педагог по работе с детьми-инвалидами.