Доступная среда
ПРОЕКТ
«ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
2016-2020 годы
- Актуальность проекта
В настоящее в школе-интернате обучаются и воспитываются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей с умственной отсталостью. Среди них есть дети, имеющие различные особенности развития, бесстатусные и статусные дети-инвалиды (35 %). Из них: дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (синдром гиперактивности и нарушения внимания, ряд других особенностей), дети с незначительными нарушениями опорно-двигательного аппарата; дети с нарушениями зрения.
Как известно, ограничивает возможности человека не группа инвалидности, а именно среда. Если окружающая среда будет абсолютно доступна для инвалида, он сможет пользоваться ею наравне со всеми. Изменить среду, сделать ее более комфортной и доступной вполне в наших силах. Именно эту цель и преследует проект «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК». Получая образование вместе со всеми, ребенок-инвалид интегрируется в общество.
Проект «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК» призван обеспечить:
- создание в учреждении специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов;
- социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями;
- реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов, что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества.
2. Цель и задачи проекта. Ожидаемый результат.
Цель проекта «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»
Создание условий для взаимодействия и равноправного общения между здоровыми детьми и детьми-инвалидами, детьми с ОВЗ, возможность ранней социальной адаптации детей с ОВЗ.
Приоритетным направлением проекта становится формирование социальной компетентности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие адаптивных способностей личности для самореализации в обществе.
Задачи проекта «ОСОБЫЙ РЕБЕНОК»:
- реализация комплексной системы мероприятий по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
- осуществление индивидуально ориентированной социально-психолого-педагогической помощи обучающимся с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
- развитие коммуникативной компетенции, форм и навыков конструктивного личностного общения в группе сверстников;
- вовлечение детей с ОВЗ в воспитательную работу школы, включение в программы дополнительного образования;
- оказание информационной, консультативной, методической помощи педагогическим работникам;
- создание условий для повышения квалификации работников школы в области инклюзивного образования;
- разработка и проведение диагностических исследований с целью выявления динамики развития личности каждого ребенка.
Ожидаемые результаты
Создание комфортной доступной среды для детей-инвалидов:
- учитывающей специфику психофизического развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- обеспечивающей социальную адаптацию и интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья;
- способствующей достижению целей образования, обеспечивающей, его качество, доступность и открытость для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- способствующей достижению результатов освоения образовательной программы в соответствии с требованиями, установленными Стандартом, обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
3. Этапы реализации проекта
Подготовительный – январь 2016 года – август 2016 года.
- Обсуждение основных идей проекта.
- Налаживание связей с другими учреждениями-участниками реализации проекта.
- Изучение целей и задач проекта, определение участников.
- Создание рабочей группы по решению вопросов формирования доступной среды в учреждении;
- Разработка паспорта доступной среды учреждения;
- Освещение на сайте школы вопросов по созданию доступной среды для детей-инвалидов;
- Проведение диагностики и анализа потребностей региона к переходу на инклюзивное образование;
- Создание базы по выявление детей – инвалидов, имеющих медицинские показания к переходу на инклюзивное образование;
- Выявление особых образовательных потребностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровья;
- Изучение адаптивных возможностей и уровня социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
- Системный контроль за уровнем и динамикой развития ребенка с ограниченными возможностями здоровья (мониторинг динамики развития, адаптации, успешности освоения образовательных программ и др.).
- Разработка нормативно-правовой базы по созданию доступной среды ОО.
Основной – август 2016 года – январь 2019 года.
- Формирование материально-технической базы для реализации задач проекта
- Создание доступной среды для обучения детей с ОВЗ.
- Повышение профессиональной подготовки учителей работающих с детьми, обучающимися индивидуально
- Вовлечение детей, обучающихся и в воспитательную работу школы, включение в программы дополнительного образования.
- Организация работы по укреплению здоровья.
- Создание методической базы для обеспечения образовательного процесса.
- Создание целостной образовательной системы с целью оптимизации образовательной среды вокруг каждого ребенка.
Заключительный – 2020 год.
- Создание информационно-методического банка материалов по проблеме.
- Формирование единого банка диагностических методик для отслеживания личностного развития ребенка.
- Анализ и оценка результативности проекта.
Проект "Особый ребенок"