Музей "Моя школа"
«В каждом человеке солнце,
только дайте ему светить…»
Сократ
Интерьер школы-интерната поражает работами, сделанными руками педагогов и воспитанников: на лестничных площадках – детские рисунки; в фойе спального и учебного корпусов – панно, выполненные в технике резьбы по дереву; стеклянные стеллажи в коридорах учебного корпуса заполнены оригинальными работами с различных кружков творческого развития…
Но самой главной школьной «изюминкой» остается школьный музей, созданный по инициативе директора школы-интерната Л.Ф. Плюсниной. Посещение музея вызывает удивление и восторг гостей школы, а самое главное, понимание того, что в школе максимально организована работа по развитию индивидуальных способностей воспитанников с ОВЗ, подготовке их к дальнейшей самостоятельной жизни. Кроме материалов, отражающих историю и становление школы-интерната, здесь собраны лучшие творческие работы педагогов и воспитанников школы.
Кружок «Деревянных дел мастера».
Долгие годы руководил кружном Владимир Степанович Гусев, педагог дополнительного образования. Сегдня его дело подхватил молодой педагог - воспитатель Назоаров Антон Николаевич.
Резьба по дереву – любимое занятие многих мальчишек школы. Вазы, деревянные ложки, ковши, утицы, настенные панно… далеко не полный перечень работ кружковцев. Каждое изделие проходит долгий путь: задумка работы возникает при рассматривании деревянной заготовки (кружковцы говорят, что никогда не знают заранее, что будут делать из заготовки), затем вырезают изделие, которое в последующем приходится очень долго «шкурить», и только потом, при необходимости, красят и покрывают лаком.
На кружке воспитанники получают ремесленнические навыки, учатся доводить начатое до конца, и, конечно, получают массу удовольствия от результатов своего труда. Результатами можно гордиться: кружковцы – победители и лауреаты многих конкурсов и выставок декоративно-прикладного творчества.
Кружок «Сказка своими руками».
Руководитель кружка: Елена Анатольевна Плюснина, воспитатель высшей категории.
Целью программы «Сказка своими руками» является развитие творческих способностей и трудовых умений у учащихся с ОВЗ в процессе изготовления мягкой игрушки.
Программа успешно сочетает психокоррекционные методики: сказкотерапию и куклотерапию.
Использование данных психокоррекционных методов способствует социальной адаптации, позволяет успешно разрешать детские конфликты, создаёт положительный эмоциональный настрой, на их фоне происходит ослабление негативных эмоций, снижается нервно-психическое напряжение, сглаживается негативное влияние заболевания на психическое и физическое состояние детей, вдохновляет на творчество.
Сшитые детьми игрушки служат для инсценированния сказок, разыгрывания различных игровых ситуаций или просто для создания уюта в спальной комнате.
Кружок «Цветная ниточка».
Руководитель: Светлана Владимировна Христолюбова, воспитатель первой квалификационной категории.
Программа обучения вышиванию крестом «Цветная ниточка» способствует развитию психомоторных навыков и сенсорных процессов. Вышивание в значительной степени способствует коррекции психофизических функций, развитию сенсорной сферы. Кроме того, вышивание само по себе увлекательный процесс, который успокаивает и лечит.
В содержание программы обучения вышивке крестом включен комплекс упражнений на развитие и коррекцию психомоторных и сенсорных процессов.
В школьном музее представлено множество шедевров школьных мастериц, оформлены комнаты и коридоры спального корпуса.
Кружок «Мой стиль».
Руководитель: Людмила Михайловна Береснева, учитель швейного дела высшей квалификационной категории.
В кружке «Мой стиль» занимаются ученицы 9 – 10 классов. Девочки уже достаточно хорошо владеют навыками работы на швейной машине, технологией обработки швейных изделий, элементами конструирования и моделирования, поэтому могут справиться с основной задачей кружка – изготовлением моделей одежды. Занятия в кружке носят практический и теоретический характер. На теоретических занятиях дети получают знания об основах композиции костюма, цвете, умении красиво и со вкусом одеваться, умении сочетать предметы одежды, правильно подобрать модель в соответствии с фигурой модой и житейской ситуацией и т.д., которые необходимы в творческой работе по созданию моделей одежды.
Но кроме пошива одежды программой предусмотрено изготовление предметов и украшений для интерьера: декоративные подушки в различных стилях, скатерти, шторы, накидки на диван и кресла, прихватки и многое другое.
Кружок «Радужные петельки».
Руководитель: Елена Васильевна Ярополова, учитель профессионально-трудового обучения первой квалификацио нной категории.
Цель программы кружка обучения вязанию крючком «Радужные петельки» - развитие и коррекция эмоционально-волевой сферы детей с ограниченными возможностями здоровья.
Новизна программы заключается в соединении различных артпедагогических технологий (изотерапия, музыкотерапия, цветотерапия).
Использование различных элементов атрпедагогики в процессе обучения вязанию крючком позволяет успокоить детей, настроить на положительный жизненный лад, научить распознавать чувства других людей и владеть своими эмоциями, научить ставить конкретные цели и достигать их.
Рассматривая экспонаты музея, невольно удивляешься оригинальности вязаных изделий. Здесь представлены и маленькие работы (коврики, заколки, цветы), и настоящие изделия (скатерти и шали).
Кружок «Волшебная кисть».
Руководитель: Николай Федорович Назаров, учитель музыки и ИЗО, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории.
Программа также основана на решении задач психофизиологического, психотерапевтического, социально-педагогического воздействия, формирования коммуникативых функций воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Рассчитана на учащихся 10-18 лет.
В структуру программы входят разделы, каждый из которых содержит определенную тематику занятий: «Краски природы», «Мир людей», «Радость фантазии».
Для развития творческой деятельности юных художников программой предусмотрено предоставление ребенку свободы в выборе деятельности, в выборе способов работы, в выборе тем. Обучение происходит от простого к сложному. А одним из главных условий успеха в обучении рисованию является индивидуальный подход к каждому ребенку. Важен и принцип обучения и воспитания в коллективе.
Результатом реализации программы является создание каждым участником кружка своего оригинального продукта.
Юные художники являются победителями многих международных, всероссийских, областных конкурсов изобразительного творчества.
Традиционным в школьной системе дополнительного образования стало создание коллективных творческих работ. Вначале разрабатывается проект будущей композиции, и только потом кружки получают задания для работы. Представим некоторые из них.
Большой вклад в создание композиций вносят члены кружка «Сам себе мастер». Под руководством Романа Александровича Плюснина, учителя столярного дела первой квалификационной категории воспитанники создают не по-детски серьезные работы: кресла, кровати, стулья, столы, банную утварь и др.
Успешность наших воспитанников в освоении программ дополнительного образования подтверждается участием и победами в различных международных, всероссийских, областных, районных конкурсах: Международный Фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями здоровья «Шаг навстречу», г. Санкт-Петербург (2011г, 2012г., 2013г., 2014 г.); Международный конкурс художественного творчества детей «Рождественские фантазии», г. Москва (2011г., 2013г.); Всероссийский конкурс декоративно-прикладного творчества «Зимние фантазии», центр диагностики и консультирования «Участие» г. Москва и др.
Положительное влияние на реализацию программ дополнительного образования оказывает взаимодействие с другими социальными институтами: центр диагностики и консультирования «Участие» г. Москва; департамент образования Кировской области; институт развития образования Кировской области, кафедра специального (коррекционного) образования; управление социальной защиты населения в Даровском районе; дом детского творчества Даровского района; районный центр культуры и досуга.
В ходе реализации программ дополнительного образования сложился высококвалифицированный коллектив педагогов: 70 % педагогов имеют дефектологическое образование. 100 % прошли курсы повышения квалификации. Педагоги охотно делятся опытом и принимают активное участие в научно-практических конференциях. («Реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами изобразительного искусства». г. Москва. VI Международная научная конференция «Специальное образование». Санкт-Петербург. Международная научная конференция «Современное общество и специальное образование». Санкт-Петербург. Четвертая Всероссийская научно-практическая конференция «Влияние изобразительного искусства на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие личности учащихся». Редакция журнала «Личность и Культура». Всероссийская конференция «Образование детей с ограниченными возможностями здоровья: опыт, проблемы, перспективы». Москва, Самара).
Мастер-класс на заседание окружного методического объединения педагогов коррекционных школ VIII вида Западного образовательного округа
Таким образом, реализация программ дополнительного образования позволила создать условия для включения детей с ОВЗ в программы дополнительного образования, способствующие развитию и социализации ребенка с ОВЗ.