Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района"

+7(83336)
5-15-31
5-15-41

организация летнего отдыха

ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ «СЕМЬ ЦВЕТОВ РАДУГИ»

создание оптимальных условий, обеспечивающих пол¬ноценный отдых детей-сирот с ограниченными возможностями здоровья, их оздоровление и личностное развитие.

Ожидаемый результат:

- Привлечение членов попечительского совета и шефских организаций к разработке и реализации проекта.

- Обновление содержания летнего отдыха через разработку содержания семи направлений отдыха, способствующих формированию дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, формированию творческих способностей, обеспечению развития личностных интересов, позволяющих приобрести опыт взаимоотношения с людьми различных возрастных категорий.

- Создание условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Разработка мониторинга для оценки эффективности организации летнего отдыха.

Для успешной реализации проекта была разработана комплексная программа организации летнего отдыха для каждой ступени обучения «Семь цветов радуги». Содержательная часть разделов программы: «Лето здоровое», «Лето солнечное», «Лето дружное», «Лето спортивное», « Лето безопасное», «Лето творческое». Через все разделы программы проходят направления духовно-нравственного развития и воспитания школьников:

- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

- Воспитание нравственных чувств и этического сознания;

- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни;

- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни;

- Воспитание ценностного отношения к природе, окружа­ющей среде (экологическое воспитание);

- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и цен­ностях (эстетическое воспитание).

Каждое направление соответствует цвету радуги, что очень удобно для восприятия детьми мероприятий, составления плана-сетки мероприятий, проведения мониторинга активности, отслеживания личных результатов ребенка (портфолио).

НАПРАВЛЕНИЕ «ЛЕТО ЗДОРОВОЕ»

Воздух… солнце… лес… речка… горячий песок… и хорошее настроение – это источники летнего оздоровления детей. Общение с природой, прогулки, длительные походы, игры на свежем воздухе и у открытых водоёмов делают детей более спокойными, открытыми. При этом важно проводить не только мероприятия, направленные на оздоровление и сохранение здоровья, но и воспитание, направленное на формирование ответственного отношения ребенка к собственному здоровью, потребности в его сохранении и развитии.

Цель: Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Задачи:

- Создание условий для сохранения и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

- Коррекция нарушений здоровья силами медицинского блока и педагогического коллектива.

- Использовать природные условия для оздоровления и сохранения здоровья воспитанников.

- Формировать у детей позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни.

В программу оздоровления и сохранения здоровья включены следующие мероприятия:

- осмотр детей медицинским работником в начале и конце смены, ежедневный контроль за состоянием здоровья детей

- утренняя гимнастика

- соблюдение режима проветривания отрядных помещений и режима питья детей

- принятие солнечных и воздушных ванн (в течении всего времени пребывания в лагере в светлое время суток)

- организация здорового питания детей

- организация пешеходных экскурсий «Тропинка здоровья»

- оздоровительная процедура «Сто шагов по ручью»

- операции по сбору лекарственных растений «Зелёная аптека», «Лесные лекари», «Чей кузовок больше».

ЛЕТО СПОРТИВНОЕ

Говоря об оздоровлении, нельзя забыть о пользе занятий спортом и физическом развитии детей. Организация спортивных соревнований, проведение подвижных игр, конкурсов способствуют укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и функциональных возможностей детей. Кроме того, в системе непрерывного образования овладение детьми основами физической культуры во время летнего отдыха играет весьма важную роль для всестороннего развития личности, ведь в спортивных играх, кроме удовлетворения личных интересов, ребёнок сам не подозревая, развивает свои физические и моральные качества, учится дружить, сопереживать, идти на помощь без оглядки, учиться побеждать и проигрывать.

Цель: создание условий для физического развития детей, укрепления их здоровья.

Задачи:

- Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.

- Приобщение к активному отдыху.

- Формирование потребности в занятиях физической культурой.

Основные направления работы:

1.Соблюдение режимных моментов:

- ежедневная утренняя зарядка

2. Спортивно-массовые развлекательные мероприятия:

- подвижные игры на свежем воздухе

- спортивные состязания, эстафеты

- шашечные и шахматные турниры

- футбольные, волейбольные матчи между командами разных отрядов

ЛЕТО ТВОРЧЕСКОЕ

Летом, заботясь об общем развитии детей, мы уделяем большое внимание творческому развитию учащихся, так как оно как никакое другое оказывает корригирующее влияние на когнитивную и эмоционально-волевую сферы личности ребёнка. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков. Психологи утверждают, что практически все дети обладают творческим потенциалом, который эффективно развивается при систематических занятиях. И в дальнейшем, приобретенные в течение лагерной смены творческие способности, навыки и умения дети эффективно перенесут на учебные предметы в школе, в повседневную жизнь, достигая значительно больших успехов, чем их менее творчески развитые сверстники.

Цель: развитие творческих способностей и трудовых умений у учащихся с ОВЗ во время летнего отдыха.

Задачи:

  1. Организация досуга детей во время летних каникул.
  2. Развитие индивидуальных способностей и задатков каждого ребенка.
  3. Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
  4. Развитие потребности и способности каждого ребёнка проявлять своё творчество.

Формы организации творческой деятельности:

- изобразительная деятельность (оформление стенгазет и рисунков)

- конкурсные программы

- творческие конкурсы

- игровые творческие программы

- концерты

- творческие игры

- праздники

ЛЕТО СОЛНЕЧНОЕ

Ф.М. Достоевский писал: «Кто не любит природы, тот не любит человека, тот не гражданин».

Именно гражданское воспитание начинается с воспитания любви к природе, к родному краю, к своей родине.

Самобытный Вятский край привлекает своей исконно русской красотой, бескрайними просторами лугов, полей, необычайной прелестью лесов каждого, кто когда-то с ним соприкасался, здесь много нетронутых уголков природы. У всех, кто родился на Вятской земле, эта малая родина всегда живёт в сердце.

Привить детям любовь к своей малой родине, воспитать рачительных хозяев природы, научить сохранять и приумножать природные богатства, окружающие нас – это важные задачи духовно-нравственного воспитания. В связи с этим экологическая работа в школе занимает особое место в образовательном и воспитательном процессе. Включение детей в эколого-краеведческую деятельность сделали летнюю жизнь детей более организованной, полной и интересной.

Цель:

Воспитание ценностного отношения к природе, окру­жающей среде

Задачи:

- Формировать эколого-краеведческие умения и навыки, ориентированные на взаимодействие с окружающей средой.

- Воспитывать любовь к своей малой родине.

- Расширять кругозор на основе традиций родного края.

- Воспитывать рачительных хозяев природы через организацию и претворение в жизнь посильных социально- значимых дел, акций, ролевых игр по сохранению и преумножению природного наследия.

Направления деятельности:

- природоохранные операции, рейды

- однодневные походы по родному краю

- выпуск тематических стенгазет и листовок

- познавательные занятия по экологии и краеведению

ЛЕТО ТРУДОВОЕ

Школа–интернат расположена в сельской местности, хозяйство её большое. Приобретение воспитанниками навыков и умений, необходимых в самостоятельной жизни является результатом организации воспитательной работы по трудовому воспитанию. В лагере каждый находит себе труд по душе, а это, как известно, является основным принципом воспитания трудолюбия в детях с малых лет. Посадка, рыхление, полив – трудоёмкая работа на огороде. Отлично поработав летом, ребята полностью обеспечивают себя на год овощами, картофелем и посадочным материалом. Разбивка цветников и уход за цветами делает нашу школу еще более красивой, уютной и привлекательной и способствуют выработке умений и навыков по уходу за цветочными растениями, развивает эстетический вкус.

Чтобы труд не казался будничным, мы организуем различные трудовые десанты, операции, рейды и даём им интересные названия: «Чья грядка чище», «Чистая борозда», «Битва с Колорадом», «Чистый двор»,«Расти, мой сад».

Цель: воспитание трудолюбия, творческого отношения к уче­нию, труду, жизни;

Задачи:

- Воспитывать отношение к труду как к первой жизненной необходимости.

- Показать важность и необходимость любого труда.

- Развивать навыки самообслуживания, формировать навыки практической деятельности.

- Воспитание личностных качеств: трудолюбия, умения работать в коллективе, преодолевать трудности и помогать другому.

Основные мероприятия:

- сельскохозяйственная практика

- уход за огородом, цветниками, садом

- производственная практика в швейной и столярной мастерской

- ремонт школы к новому учебному году

- приборка закреплённых территорий

- утренняя уборка спален

ЛЕТО БЕЗОПАСНОЕ

Лето – это время, когда охране жизни и здоровья детей в нашей школе уделяется максимальное внимание. Для обеспечения непрерывного воспитательного процесса в области безопасного дорожного движения и правил техники безопасности школьников в планирование работы летнего лагеря включены мероприятия по совершенствованию знаний, умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, воде, предотвращению детского дорожно-транспортного травматизма, формированию прочных умений и навыков безопасного поведения на водоёмах.

Цель: создание условий для осознания обучающимся ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих воз­можностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности;

Задачи:

- Обеспечить безопасность отдыха детей: пожарная безопасность, предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечение безопасности детей при проведении мероприятий во время походов, на воде, вблизи от воды, массовых выездных мероприятий.

- Учить правилам и принципам безопасного поведения.

- Научить принимать необходимые меры по предотвращению или устранению чрезвычайной ситуации и не являющейся носителем или источником возникновения экстремальной ситуации.

Основные мероприятия:

- систематические инструктажи по технике безопасности с сотрудниками и воспитанниками школы-интерната

- викторины и конкурсы по соблюдению правил противопожарной безопасности, правилам поведения на воде и в лесу, правилам дорожного движения (День безопасности дорожного движения)

- выпуски агитационных плакатов, призывающих соблюдать ТБ, выступление агитбригад

- соревнования «Безопасное колесо», «Безопасное путешествие».

ЛЕТО ДРУЖНОЕ

Летние каникулы составляют значительную часть свободного времени детей. В связи, с чем у воспитанников школы появляется прекрасная возможность полноценного общения с окружающими людьми.

Человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Общение является для человека важнейшей потребностью и не менее важной ценностью. Через общение человек получает знания об окружающем мире, с помощью общения усваивает опыт человечества и накапливает свой личный опыт. Поэтому только в общении ребенок ощущает себя полноценным человеком, который может не только существовать подобно растению, но и активно реализовывать свои желания, выражать себя. Коллектив сверстников, друзья, новые встречи и знакомства, являются той средой, которая так необходима ребенку.

Но, как известно, дети с нарушением интеллекта не всегда могут выстроить правильные отношения в общении с окружающими людьми, проявить чуткость и терпение, уважение друг к другу, слушать и слышать друг друга, избегать конфликтных ситуаций. Такие отношения вызывают у детей эмоциональное напряжение, отрицательные эмоции. Дружеское, доверительное, бесконфликтное общение детей, доставляет им радость, вызывает положительные эмоции, хорошее настроение. Ведь от того, какую психологическую разгрузку получат воспитанники школы, какие эмоции приобретут, зависит их дальнейшее самочувствие и психическое здоровье на предстоящий учебный год.

Цель программы: создание условий для психологически-безопасного, доверительного, дружеского общения воспитанников с окружающими с целью укрепления их психического здоровья через включение их в разнообразную, общественно значимую и личностно привлекательную деятельность в коллективе

Задачи программы

- Формирование у воспитанников культуры общения и толерантности.

- Формирование коммуникативных навыков учащихся (умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и неагрессивно отстаивать свою позицию).

- Организация встреч с шефами, знакомства с новыми людьми, экскурсий, поездок

Основные формы реализации программы

- познавательные игры и викторины

- психологические игры

- коллективно-творческие дела

- игровые программы, игры, конкурсы, концерты

- индивидуальные и групповые беседы

- командная (отрядная) работа

- игры- коммуникации

- обсуждения

- мастер-классы