Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, "Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья имени Г.С. Плюснина с. Верховонданка Даровского района"

+7(83336)
5-15-31
5-15-41

программа "Дорога в будущее"


Цель программы
- создание условий, способствующих социально-трудовой адаптации воспитанников, помощь в самоопределении и самореализации.

Задачи:

  • повышение социальной компетентности воспитанников;
  • овладение знаниями, способствующими успешной адаптации в обществе;
  • приобретение нового социального опыта с целью формирования жизненных навыков.

Cодержание программы представлено следующими направлениями: «Я в мире – мир во мне», «Я - ученик», «Я – гражданин», « Мое здоровье», «СемьЯ», «Мои умелые руки», «Дорога в будущее». Каждое направление состоит из определённой тематики, содержащей материал, как для бесед, индивидуально-групповых инструктивных занятий, так и для практических по формированию умений, навыков, способствующих социально-трудовой адаптации.

«Я в мире – мир во мне» способствует осознанию каждым воспитанником своей индивидуальности, неповторимости своего "я". Это, прежде всего представление воспитанника школы-интерната о себе, своих интересах, склонностях, самоуважении, уверенности в себе. Актуальность работы по самовоспитанию и саморазвитию подростков обусловлена определенной спецификой всех аспектов самосознания детей-сирот. Раздел «Я – мир в мире» направлен на формирование потребности к саморазвитию и самосовершенствованию, развитию способности к оценке своей жизни с позиции добра. «Я - ты» на развитие коммуникативных навыков, помощь в установлении отношений с окружающими людьми. «Секрет успеха» на умение ставить цели и достигать их, создание условий для самореализации каждого воспитанника. «Музыка чувств» на развитие эмоциональной сферы. «Я творю» на развитие творческих способностей, создание условий для самовыражения воспитанников.

Все разделы присутствуют в каждом возрастном периоде. Например, цикл занятий «Что такое счастье». В 5 классе – «Я живу» - познание ребенком своей жизни. Зачем я живу, чему радуюсь, моя школа, я сильный, радость в природе и т.д. В 6-7 классах – «Я имею» - об удовлетворении материальных потребностей человека. Школа – мой дом, я – государству государство – мне, я планирую бюджет, мой будущий дом. В 8-9 классах – «Я общаюсь» - возможность общения как фактор счастья; В 10 классе – «Я преобразую мир» - формирование потребности к индивидуальному саморазвитию. Человек – конструктор судьбы, как достичь успеха и т.д.

Направление «Я - ученик» создает условия для успешного формирования мотивации на обучение, способствует повышению степени самостоятельности в познавательной деятельности, формирует представление о значимости учения и самообразования. Основные разделы: «Урок в моей жизни», «Учусь учиться», «Сила знаний».

«Я - гражданин» данное направление представлено тремя разделами. «Этика и этикет» (достоинство человека, дружба, понятие сильного человека, внутренняя красота, мода). «Истоки» (любовь к родной земле, причастность к прошлому, настоящему и будущему, краеведение). «Мои права и обязанности» (труд и общение в развитии человека, безопасное поведение, человек и рынок и т.д.). Традиционно в школе-интернате проводятся акции: «Рука помощи» (тимуровская помощь пожилым людям, шефская помощь малышам), «Тепло сердец» (встречи с ветеранами ВОВ), «Родное сердце» (беседы и встречи с работниками школы).

Занятия по воспитанию здорового образа жизни, охране и укреплению здоровья реализуются в направлении «Мое здоровье», представленное следующими разделами: «Физкультура и спорт», «Нет вредным привычкам», «Личная гигиена. Гигиена жилья», «Народная и нетрадиционная медицина», «Природа для здоровья». Один раз в месяц проводятся общешкольные дни здоровья. В летнее время вся деятельность детей переносится на свежий воздух: купание, воздушные ванны, прогулки в лес, обязательная вечерняя «Тропинка Здоровья», оздоровительный комплекс упражнений «100 шагов по ручью» и «Босиком по росе», сбор лекарственных трав, приготовление из них витаминных напитков.

«СемьЯ» - формирование у воспитанников готовности к созданию полноценной семьи включает четыре раздела. «Духовные ценности семьи» (традиции русской семьи, значение родословной, уклад семейной жизни). «Двое друг с другом» (особенности общения девочек и мальчиков, тема любви, дружбы, товарищества). «Семья и брак» (вопросы готовности людей к вступлению в брак, обязанности их друг перед другом, функции семьи). «Основные ценности семьи» (распределение ролей в семье, экономия и бережливость, создание домашнего уюта, чувство долга в семье). Итоговым занятием данного направления является защита группового проекта «Мой будущий дом», в котором воспитанники не только представляют обустройство своего дома, но и продумывают уклад жизни, распределяют роли, планируют бюджет «семьи».

«Мои умелые руки» - формирование трудовых умений и навыков, подготовка детей-сирот к самостоятельному труду. «Труд на земле», «Общественно полезный труд», «Рукоделие и ремесленничество». В школе созданы условия для трудового воспитания детей. Это 11 гектаров земли - 2 га. занимают огород и цветники, 0,8 га. – фруктовый сад, остальная земля отведена под посадку картофеля. В летнее время каждодневный труд на огороде, в саду, на картофельном поле приносит хороший урожай, дети видят результаты своего труда. За каждым классом закреплен собственный объект работ: уборка школьной территории, уход за огородными культурами, ремонт тротуаров и изгороди и т.д. Организуются трудовые десанты, операции, рейды. Например, операция «Спасатель» (уборка улиц села), конкурсы «Чья грядка чище?» (прополка огорода), «Битва с Колорадом» (сбор колорадских жуков), «Чистый двор» (уборка школьной территории) и другие.

«Дорога в будущее» - обобщающее направление программы. Способствует формированию профессионального самоопределения выпускников. Включает: знакомство с видами и особенностями доступных профессий, выявление склонностей, интересов, формирование профессиональных качеств, знакомство воспитанников с профессиональными училищами, с путями поиска работы и средствами самопрезентации. Профориентационная игра – одно из наиболее интересных занятий для воспитанников, формирующая у детей умение ориентироваться в мире профессий.

Реализация разработанной программы осуществляется на предварительно спланированных специально выделенных в режиме дня воспитательных часах. Форма проведения разнообразна: беседы, рассказы, инструктаж, занятия в игровой форме, тренинги, экскурсии, викторины и т.д. Система воспитания выстраивается с ориентацией на общеколлективную внеклассную деятельность, ориентированную на включение воспитанников в совместный труд, общение, взаимодействие. Часть тем, по предварительной договоренности, освещает врач, социальный работник и другие специалисты. Исходя из диагностических данных, воспитатели каждой группы готовят учебно-тематический план по реализации программы, определяют количество часов на каждую тему.

Результативность работы по программе отслеживается через промежуточную и итоговую диагностику. А также по данным наблюдений в процессе организации жизнедеятельности в школе-интернате. Организация общешкольных дел и праздников, объединенных одной идеей, способствует более успешной социализации воспитанников. Школа-интернат живет по правилам коллективной творческой игры-конкурса «Звезды школы», в которой подводятся итоги по следующим номинациям: «Пятерочка», «Я хозяин», «Умелые руки», «В здоровом теле – здоровый дух», «Правопорядок» и другие. Представление и награждение победителей происходит на заключительном итоговом общешкольном празднике. Данная работа способствует обновлению содержания учебно-воспитательного процесса в школе-интернате, позволяет минимизировать круг проблем социально-трудового воспитания учащихся, способствует усвоению социального опыта, повышает качество подготовки детей - сирот с проблемами в развитии к самостоятельной жизни и труду. Полученные знания, умения и навыки облегчают социальную адаптацию воспитанников детского дома в постинтернатный период.